hocheshzitvmire.narod.ru

готовься к войне

 

 Переправа на плотах

   Плоты из бревен или брусьев требуют для переноски большого числа раз-
ведчиков и на воде трудноуправляемы. Более пригодными считаются  различ-
ного рода лодки, мешки, набиваемые подручным материалом,  и  плотики  из
простейших подручных  средств.  Однако  для  переправы  разведывательных
групп и больших грузов устраиваются сложные конструкции в виде плотов  и
паромов (из бочек и бревен). В холодное время  плот  (или  лодка)  может
оказаться единственно приемлемым средством для переправы.
   Такие переправочные средства, как плоты и паромы,  должны  удовлетво-
рять следующим требованиям:
   - грузоподъемность переправочного средства должна строго отвечать пе-
реправляемому грузу;
   - конструкция должна быть проста, легка  и  быстро  изготовляться  из
подручных средств;
   - центр тяжести конструкции должен располагаться  возможно  ниже  для
обеспечения большей устойчивости на воде;
   - форма переправочного средства должна в плане  обеспечивать  хорошую
подвижность и легкую управляемость.
   Плоты и паромы состоят из опор и верхнего строения. Опоры поддержива-
ют верхнее строение и переправляемый груз на воде, сохраняя его сухим во
время переправы. Верхнее строение лежит на опорах и поддерживает  переп-
равляемый груз.
   Верхнее строение плотов и паромов устраивается из  хвороста,  жердей,
досок или бревен, а опоры - из подручных средств и материалов,  обладаю-
щих достаточной подъемной силой.
   Плоты можно вязать треугольной и прямоугольной формы; последняя форма
менее отвечает требованиям лучшей управляемости  и  хорошей  подвижности
плота на воде.
   Плоты, как правило, вяжут на берегу, а затем спускают на воду. Паромы
же обычно вяжут на воде. Времени на вязку плотов требуется от 30 мин  до
2 ч. Обычно для плотов идут материалы не длиннее 3 м.
   Работы по устройству  плотов  обычно  протекают  в  такой  последова-
тельности. Сначала заготовляют, подносят и  раскладывают  материалы  для
вязки плота; затем устраивают опоры плотов, на которые укладывают и зак-
репляют верхнее строение; далее устраивают приспособления для гребли или
через препятствие протягивают канат.
   Опоры и верхнее строение вяжут проволокой, веревками или хворостяными
висами. Прочность конструкций в значительной степени зависит от тщатель-
ности и надежности вязки элементов плотов, поэтому на  вязку  необходимо
обращать особое внимание. При вязке веревки не должны быть  сырыми,  так
как после высыхания вязка ослабнет. Крепления можно затягивать подгонкой
клиньев. Острые ребра деревянных деталей необходимо стесывать, так как в
противном случае веревки перетираются. Надо избегать крепления элементов
с помощью гвоздей, так как соединения из них быстро  "расстраиваются"  и
влекут за собой "расползание" конструкции на воде под нагрузкой.
   Уложенные на мешки опорные доски привязывают к ним проволокой или ве-
ревкой. К доскам прикрепляют четыре жерди, к которым,  в  свою  очередь,
подвязывают две настилочные доски тех же размеров.
   Плот из сухих досок, бревен и жердей. Плоты, обладают подъемной силой
60-150 кг и рассчитаны на переправу одногодвух разведчиков или грузов до
100 кг. Масса плота 100-300 кг. Дощатые плоты вяжут на берегу, бревенча-
тые - на воде у берега.
   Для увеличения плавучести целесообразно плотам придавать  треугольную
форму или же к одному концу плота прикреплять треугольник, изготовленный
из досок. Размеры и грузоподъемность плотов зависят от вида  и  качества
древесины (см. табл.). При  недостатке  лесоматериала  для  настила  ис-
пользуют плетни, камышевые заборы или специально связанные щиты из  хво-
роста.
              Грузоподъемность плотов
    Подъемная сила 1 мЗ, кг
Порода дерева   сухого дерева свежесрубленного дерева
Тополь, кедр, пихта, ель  500 250
Сосна, осина, ива, ольха  450 200
Береза, лиственница, вяз, каштан 400 150
Дуб, ясень, клен, бук, граб  200-300  -

4
Для одиночных пешеходов                      5
Для одиночных пешеходов с грузом             7
Для групп людей                           7-9
Для легкового автомобиля                    26
Для грузового автомобиля (УАЗ) с грузом     37
Для ГАЗ-51, ГАЗ-53                          44
Для ЗИЛ-130                                 45
Для гусеничного трактора (легкого)          52
Для гусеничного трактора (тяжелого)         60
   Плот из фашин. Соломенная или камышовая фашина длиной 1 м и диаметром
0,3 м имеет подъемную силу около 30-40 кг. Этот материал можно применять
без оболочек, но непродолжительное время, так как камыш намокает уже че-
рез 2 часа, поэтому для длительного использования таких материалов фаши-
ны рекомендуется плотно завертывать в плащ-палатки или брезент.  На  ри-
сунке показан плот для одного бойца, состоящий из двух фашин,  скреплен-
ных досками.
   Плот из связок соломы или камыша грузоподъемностью на четырех развед-
чиков без снаряжения приведен на рис. 169. Плот имеет размеры 2 х 5ми им
можно пользоваться в течение 15-30 мин.  Фашины  из  соломы  или  камыша
плотно обтягивают веревками и укладывают между жердями или досками. Жер-
ди или бортовые доски связывают проволокой или веревками.
   Плот из бочек вяжут из четырех и более бочек. Для вязки плотов из бо-
чек сначала приготовляют раму из досок или жердей, затем под нее  подвя-
зывают бочки, а сверху укладывают жердевой или  дощатый  настил.  Грузо-
подъемность плота из четырех бочек равна массе трех-четырех  разведчиков
со снаряжением.
   Грузоподъемность плотов на бочках колеблется от массы одного  развед-
чика до массы всех разведчиков группы  в  зависимости  от  количества  и
подъемной силы бочек.
   Плот из хворостяных фашин или из сплошного хворостяного тюфяка  вяжут
из рам, между которыми зажимают хворост в виде фашин или россыпью, обра-
зуя хворостяной тюфяк. Раму изготовляют из жердей или накатника. Хворост
для плота заготовляют из лиственных пород дерева, на плотах из  хвороста
могут переправляться 6-8 человек.
   Сборка плота: нижнюю раму кладут на воду у берега; на нее  укладывают
слой хвороста в 30 см; на хворост укладывают вторую раму, которую связы-
вают с первой. На вторую раму укладывают второй  слой  хвороста  (обяза-
тельно перпендикулярно направлению нижнего ряда) и на  него  -  верхнюю,
третью раму, после чего плот связывают.
   Плот из крупных дров с жердевым или дощатым настилом (длина  поленьев
1,5-2 м и диаметр 25 см) обладает грузоподъемностью до 1 тонны  и  может
служить для переправы 8-10 разведчиков.
   Сборка плота: на берегу, у уреза воды, перпендикулярно течению  укла-
дывают по две слеги на каждую опору плота так, чтобы концы их заходили в
воду. На слеги укладывают дрова; для того чтобы поленья не скатывались в
воду, у торцов слег забивают два кола. После выравнивания дров их подвя-
зывают к жердевым рамам, укладываемым сверху.  Далее  на  готовую  опору
кладут три жерди-прогона. После укладки настила и  закрепления  его  па-
жильными жердями плот стаскивают на воду.
   Плот на автомобильных камерах можно устроить из двух, трех или  четы-
рех автомобильных камер. Грузоподъемность плота  составляет  две  камеры
грузового автомобиля на одного человека. Лучше всего устраивать плоты из
трех автомобильных камер.

Конструктор сайтов - uCoz