Городок следопыта и занятия охотой
При действиях разведывательных групп в тылу противника важное значе-
ние имеет умение разведчиков читать следы. Правильно прочитать следы ос-
тавленные человеком или различными средствами передвижения (автомобиль,
танк, бронетранспортер) - это прежде всего определить, в какое время бы-
ли оставлены следы, сколько прошло человек или транспорта и в каком нап-
равлении. Эта трудная задача усложняется тем, что разведчик должен чи-
тать следы быстро, так как времени для детального ознакомления со сле-
дом, как правило, не бывает. Она усложняется и тем, что противник может
прибегать к различным ухищрениям и маскировке следов, чтобы ввести раз-
ведчиков в заблуждение. Поэтому разведчик должен быть очень внимателен
при чтении следов, уметь отличать ложные следы от действительных, а это
умение вырабатывается на занятиях, и еще путем упорной тренировки своего
внимания в повседневной жизни.
Для проведения занятий по следопытству целесообразно иметь оборудо-
ванный городок следопыта.
При оборудовании городка следопыта учитывать основной принцип обуче-
ния - учить тому, что необходимо знать разведчику, в зависимости от
предназначения части, специфических условий ведения разведки на конкрет-
ном ТВД. Следовательно, размеры городка, его оборудование и содержание
должны быть такими, чтобы можно было отрабатывать все темы и учебные
вопросы по следопытству. Например, если предусматривается вывод групп
через государственную границу, то в городке должна быть оборудована
контрольно-следовая полоса и сигнализационно-заградительные устройства,
при этом весь комплекс различных контролирующих и сигнализационных уст-
ройств как по размерам (высоте, ширине), так и по последовательности
размещения, должны соответствовать тому, что есть на границе.
В городке необходимо иметь класс закрытого или открытого (летнего)
типа, стенды с рисунками и схемами по следопытству, предметы (макеты)
для прокладки ухищренных следов и другие учебные пособия. Стенды и пла-
каты следует размещать на специальной площадке (учебном месте). Возле
класса целесообразно поставить ящики для хранения предметов, используе-
мых на занятиях по следопытству, например, номерные указатели, маты (со-
ломенные, хворостяные, травяные), макеты копыт и лап животных, ходули,
шесты, лыжи (для северных районов и средней полосы), измерительные лен-
ты, а также различные средства, используемые при преодолении сигнализа-
ционно-заградительных устройств.
В городке следопыта желательно иметь металлические или фанерные щиты,
на которых крупными буквами написать основные правила следопытства.
Большую помощь в оборудовании городка следопыта и проведении занятий
по следопытству могут оказать офицеры и прапорщики погранзастав, комен-
датур штабов пограничных округов, расположенных в непосредственной бли-
зости от пунктов постоянной дислокации соединений, частей и подразделе-
ний разведки.
Однако в городке следопыта разведчики могут получить лишь первона-
чальные сведения. Учиться распознавать следы надо в поле, в лесу, на по-
лигоне, там, где вся земля испещрена самыми разнообразными отпечатками
ног, копыт, лап, колес, гусеничных 13 Подготовка разведчика траков, усе-
яна мусором, оставленным людьми в местах своего пребывания.
Если разведчик смотрит, но не замечает, видит, но не анализирует, ему
очень трудно стать хорошим следопытом. Каждый разведчик должен видеть
все новое, что ежечасно днем и ночью происходит вокруг него, делать пра-
вильные выводы, знать, какие дикие животные обитают в данной местности,
знать особенности следов домашних и диких животных, в каких местах они
встречаются обычно, в каких - случайно. Разведчик должен знать особен-
ности поведения птиц в разное время года и суток. Разведчику важно знать
образ жизни местных жителей, их обычаи, характер деятельности. Все эти
знания необходимо проверять и дополнять при каждом выходе в поле. Только
тогда они будут способствовать овладению навыками следопыта.
Охота является замечательным средством тренировки разведчика. Занятия
ею развивают наблюдательность, умение читать следы и маскироваться,
быстроту ориентировки на местности, выдержку и многие другие качества.
Именно поэтому охота является прекрасным видом активного отдыха.
Форм и видов охоты очень много. В разведывательных подразделениях в
зависимости от местных условий, времени года и особенностей службы, мож-
но проводить следующие виды одиночной и групповой охоты:
- на водоплавающую птицу, на тетеревов, куропаток и фазанов, на хищ-
ных птиц (ястребов, сорок, соек, сов);
- на зайцев, лисиц, белок, кабанов, коз (без помощи собак);
- на волков, шакалов, рысей и других хищников.
Охоту проводят главным образом в воскресные дни, а также во время
многодневных походов. Командир подразделения для тренировки разведчиков
должен ставить им разнообразные задачи. Например, на разведку мест охо-
ты; на выслеживание зверя, птиц; на определение следов; на охоту с огра-
ниченным числом патронов по определенной дичи; на охоту за определенными
животными в заданном участке леса или у реки; на выход к местам охоты по
карте, по азимуту, по следам впереди идущего, по дорожным знакам развед-
чика и т.п.
Вот как опыт следопыта помогал нашим диверсантам и партизанам. Вспо-
минает Герой Советского Союза Г. М. Линьков, командовавший в Великую
Отечественную партизанским соединением в белорусских лесах:
"Охота не только приучает человека к ходьбе и холоду. Охотник как бы
проникает в самую сущность природы. В поисках зверя и птицы он осматри-
вает растительность, мельчайшие складки местности, заросли камышей и
кустарника. Охотник познает природу так, как не может познать ее чело-
век, не интересующийся охотой.
...Сколько раз, в самой сложной обстановке, когда вокруг бушевал
смерч войны, победа добывалась лишь благодаря опыту приобретенному на
охоте.
Готовясь к вылету в тыл врага, я обратил внимание на звуковую сигна-
лизацию, которой мы должны были пользоваться после приземления на терри-
торию, занятую немцами. Враг, заметив наши сигналы, не должен был по-
нять, что это перекликаются парашютисты. Я тогда избрал сигналы "крик
дикой утки" и "свист рябчика", воспроизводимые с помощью манка. И когда
я в течении нескольких часов сзывал своих "утят" под носом у фашистов,
они так и не догадались, что это не утка, а опасный противник.
... Иногда немцы преследовали нас с собаками. Уходя от немцев, я
всегда делал петли как заяц, и организовывал засады с подветренной сто-
роны, так, что преследователи продвигаясь по нашим следам, незаметно по-
падали под обстрел наших автоматов...
... Там, где постоянно спит заяц, люди бывают редко... медведь для
своих прогулок не выбирает людного места...
...Журавли подсказывали о приближении врага, ...они кричат не так при
приближении человека, как кричат при появлении животных...
...Потеряли ориентировку к нужному озеру. Помогла утиная трасса, утки
летели в сторону нужного нам водоема...
Опыт, приобретенный на охоте, спасал неоднократно меня и моих людей
от почти неминуемой гибели".