СПОСОБЫ ПОДЪЕМА ОРУДИИ И МИНОМЕТОВ НА ВЫСОТЫ
1. При транспортировке орудий тягачами применяется ряд способов преодоления крутых горных подъемов.
2. Когда движение по склону высоты возможно, подъем орудий может производиться тягачом по зигзагообразному пути, как показано на рис. 74.
3. Если скат крутой, но допускает движение тягача зигзагообразно по склону без орудия, то применяется лебедка с тросом. Тягач поднимается на длину троса лебедки и останавливается. Один конец троса прикрепляется к барабану лебедки, другой — к шкворневой лапе орудия. Водитель включает лебедку, и трос, наматываясь на барабан лебедки, подтягивает орудие к тягачу. Орудийные номера, поддерживая на весу станины орудия, помогают его плавному Подъему в гору. После этого тягач зигзагообразным путем снова поднимается в гору на длину троса, и орудие таким же способом подтягивается к тягачу (рис.75).
4. Если склоны горы настолько крутые, что тягач не может подниматься своим ходом, то подъем орудия производится при помощи переносной лебедки, которая поднимается на гору силами расчета и крепится к дереву или за вбитый железный кол. Подъем орудия этим способом показан на рис. 76.
5. Если склон сравнительно пологий и тягач сможет подниматься своим ходом, но без орудия и если нет лебедки, подъем орудия производится следующим способом. На склоне горы к дереву или прочному железному колу, вбитому в землю, крепится однороликовый блок, через который пропускается стальной трос. Один конец троса крепится к орудию, а другой — к крюку тягача. После этого тягач медленно опускается по склону горы вниз и с помощью троса и блока подтягивает орудие вверх (рис. 77).
6. Для того чтобы сошник легкой системы не тормозил орудие на подъеме, под него подкладывают деревянную волокушу или ведущий ролик (рис. 78—79).
7. Горный тормоз (рис. 80, а и б) изготавливается из кусков рельса, тавровых или двутавровых железных балок. Он представляет собой раму, состоящую из двух станин 1 и 2
длиной около 2,5 м каждая. Станины неподвижно соединены толстой железной полосой или куском рельса 3 длиной 1,4—1,5 м. Снизу к этой полосе прикреплены две подушки 4
из листового железа толщиной 5—б мм. Эти подушки (упоры) необходимы для того, чтобы станины тормоза не слишком углублялись в землю и придавали тормозу устойчивость.
На верхних концах станины тормоза к специальным накладкам 5 прикреплены шарнирные скобы 6 со шплинтами 7. Скобы должны быть изготовлены по размеру боевой оси и шарнирно соединены с нею.
При подъеме орудия тормоз, шарнирно соединенный с боевой осью скобами 6, концами станин волочится по земле. Чтобы при помощи тормоза остановить орудие на склоне, достаточно осадить его назад на 0,5—1 м. Станины тормоза врежутся в почву, упрутся в нее
подушками 4, и орудие остановится даже на самом крутом склоне.
8. Если обстановка не позволяет изготовить горный тормоз, то для остановки орудия на крутых склонах применяются тормозные клинья (рис. 81), которые подкладываются под колеса орудий.
Клинья должны быть заранее изготовлены средствами подразделения. Для удобства подкладывания клиньев под колеса их снабжают железными скобами.
9. При подъеме легких систем по не очень крутым склонам вместо горного тормоза можно применять тормозные волокуши
Тормозная волокуша представляет собой бревно длиной около 2 м и диаметром 25— 30 см, снабженное двумя металлическими скобами. При помощи этих , скоб и троса волокуша прикрепляется к боевой оси орудия. При подъеме орудия волокуша тащится за ним по земле, а если орудие сорвется, то подкатывается под его колеса и тормозит их, не позволяя орудию скатиться вниз.
|
10. В дождливую погоду, а также в гололедицу при подъеме орудий на высоту и при спуске их по крутым склонам для предотвращения скольжения колес полезно надевать на них шпоры (рис. 83).
Шпоры изготавливаются из полосового железа по 6-10 штук на колесо (в зависимости от радиуса колеса).