hocheshzitvmire.narod.ru

готовься к войне

 

   Азимут - это угол, образуемый между направлением на какой-либо  пред-
мет местности и направлением на север.
   Азимуты отсчитываются от 0 до 360ё по ходу часовой стрелки.

   Определение азимута по компасу

   Чтобы определить азимут на местности, надо:
   - стать лицом в направлении предмета, на который требуется определить
азимут;
   - ориентировать компас, то есть подвести  его  нулевое  деление  (или
букву С) под затемненный конец стрелки компаса;
   - вращая компасную крышку, направить на предмет визирное приспособле-
ние;
   - против указателя визирного приспособления, обращенного к  предмету,
прочесть величину азимута.
   Чтобы определить на местности заданный азимут, надо:
   - установить указатель визирного приспособления  компаса  точкой  над
делением, соответствующим величине заданного азимута;
   - повернуть компас так, чтобы указатель визира находился впереди;
   - поворачиваться самому вместе с компасом до тех  пор,  пока  нулевая
точка не совпадет с северным концом стрелки; направление указателя визи-
ра и будет направлением по заданному азимуту.
   Совмещение визирной линии с направлением на предмет (цель) достигает-
ся многократным переводом взгляда с визирной линии на цель и обратно. Не
рекомендуется поднимать компас до уровня глаз, снижается точность  изме-
рения. Точность измерения азимутов с помощью компаса Андрианова  состав-
ляет плюс-минус 2-3ё.

   Движение по азимуту

   Для движения по заданному азимуту надо:
   - изучить на карте местность между исходным и конечным пунктами  дви-
жения и наметить маршрут, легко распознаваемый по местным предметам;
   - начертить избранный маршрут на  карте  и  определить  азимуты  всех
звеньев маршрута;
   - определить на карте длину каждого звена маршрута в шагах (пара  ша-
гов в среднем равна 1,5 м);
   - все данные для движения записать в полевую книжку  в  виде  таблицы
или схематичного чертежа.
   Придя на исходный пункт, следует:
   - ориентироваться по компасу;
   - установить указатель подвижного кольца компаса против отсчета, рав-
ного величине азимута первого звена маршрута (в нашем примере - 335ё);
   - плавно поворачивать компас до тех пор, пока нулевое деление не сов-
падет с северным концом стрелки; тогда визирное приспособление будет по-
казывать направление движения по азимуту - 335ё;
   - в этом направлении выбрать какой-нибудь предмет и идти на него. По-
дойдя к предмету, нужно проверить ориентировку компаса и продолжить путь
до первой поворотной точки;
   - у первой поворотной точки нужно установить  по  компасу  азимут  на
следующий поворотный пункт и двигаться на него так же, как из  исходного
пункта.

   Определение азимутов на карте транспортиром

   Вначале выбранные по маршруту движения ориентиры соединяют прямой ли-
нией, но так, чтобы эта линия пересекала хотя бы  одну  из  вертикальных
линий километровой сетки.
   Затем измеряют транспортиром угол  от  северного  направления  верти-
кальной линии километровой сетки по ходу часовой стрелки до  направления
на предмет. При этом транспортир прикладывается к вертикальной линии ки-
лометровой сетки так, чтобы риска  (черточка)  на  линейке  транспортира
совпадала с той точкой, где прочерченное направление  пересекает  верти-
кальную линию километровой сетки, а крайние деления  транспортира  (0  и
180) совместились с направлением этой линии.
   На рисунке по направлению "сарай - овраг" азимут равен 65ё,  по  нап-
равлению "сарай - мост" 274ё 080ё+94ё= 274ё).
   Далее, уменьшив или увеличив измеренные углы на  величину  отклонения
магнитной стрелки, получим магнитные азимуты.
   Отклонением магнитной стрелки или поправкой направления называют угол
между вертикальной линией километровой сетки и стрелкой компаса (магнит-
ным меридианом). Данные о величине склонения стрелки всегда  даются  под
южной (нижней) стороной рамки карты в виде схемы и текста.

   Определение магнитных азимутов

   Выполняется в отличие от вышеизложенного на ориентированной  карте  с
учетом магнитного склонения. Магнитное склонение бывает или восточное со
знаком "+" или западное со знаком "-". Зная  величину  и  знакотклонения
нетрудно совместить направление одной из сторон рамки листа  карты  (за-
падное или восточное) с направлением истинного меридиана
   При совмещенном положении сторон рамки карты с направлением истинного
меридиана карта будет ориентирована точно.
   Практически это делают так:
   - установить на одну из боковых сторон карты компас так, чтобы  линия
север-юг шкалы компаса совпала с направлением этой стороны рамки, а ноль
(С) на шкале был направлен к северной стороне рамки карты;
   - отпустить тормоз стрелки компаса и, когда стрелка успокоится, пово-
рачивать карту до тех пор, пока стрелка не станет своим северным  концом
против нулевого деления (С) шкалы компаса,
   - повернуть карту не сдвигая компаса так, чтобы северный конец стрел-
ки встал против деления соответствующего величине и знаку склонения  для
данного листа карты.
   - ориентированную таким образом карту закрепляют;
   - соединить прямыми линиями ориентиры: овраг - сарай, сарай - камень;
   - установить компас на прочерченной прямой между ориентиром так, что-
бы линия "север-юг" шкалы совпала с этим направлением, а нулевое деление
(С) было направлено в сторону движения;
   - когда стрелка успокоится, сделать отсчет по шкале против  северного
конца стрелки; вычесть полученный отсчет из 360ё, эта разность  и  будет
магнитный азимут.

   Измерение расстояния между ориентирами

   Измерение расстояния между ориентирами выполняют так:
   - определяют длину отрезков на карте циркулем или линейкой;
   - пользуясь масштабом карты, узнают какому  расстоянию  соответствуют
отрезки на местности;
   Например, на карте масштаба 1: 25  000  измеренное  расстояние  между
двумя ориентирами равно 6,4 см. Величина масштаба 250 м в 1 см.
   Расстояние будет 250 х 6,4 = 1600 м.
   Данные необходимые для движения оформляют в  специально  составленной
схеме маршрута, или в виде таблицы.
   Движение начинают с нахождения нужного азимута направления  движения.
В направлении движения желательно выбрать  и  запомнить  возможно  более
удаленный ориентир.  В  движении  ведут  отсчет  пройденного  расстояния
(обычно парами шагов).
   В случае если ориентир не окажется в данной точке, в точке выхода ос-
тавляют знак, или одного-двух бойцов, а ориентир разыскивают  в  радиусе
равном 0,1 расстояния пройденного от предыдущего ориентира.
   В движении используют дополнительные ориентиры: линии электропередач,
реки, дороги и т.п.
   Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из
следующим способов:
   При наличии видимости через препятствие:
   - заметить ориентир по направлению движения на противоположной сторо-
не препятствия;
   - обойти препятствие и продолжить движение от замеченного  ориентира,
ширину препятствия определить любым способом и прибавить  к  пройденному
расстоянию;
   При отсутствии видимости через препятствие, например, при обходе лес-
ного завала, а также в условиях ограниченной видимости: туман,  дождь  и
т.д.
   Допустим, что движение совершалось по азимуту 65ё и до остановки  пе-
ред препятствием пройдено 340 пар шагов. После изучения  местности  было
решено обход совершать с правой стороны. Определить  по  компасу  азимут
направления вдоль препятствия (от точки 1 на точку 2), продолжить движе-
ние по этому направлению, ведя счет парам шагов до правой  границы  пре-
пятствия. На рисунке азимут равен 145ё, а пройденное  расстояние  -  180
пар шагов. Сделав остановку в точке 2, определяют по компасу направление
соответствующее первоначальному азимуту, по которому совершалось  движе-
ние до препятствия (65ё)  и  продолжают  двигаться  до  выхода  за  пре-
пятствие. Счет парами шагов ведется от точки 2  до  точки  остановки  за
препятствием (точка 3). На рисунке пройденное расстояние равно  270  пар
шагов. Из точки 3 движение совершается влево по обратному  азимуту  нап-
равления от точки 1 до точки 2 (на рисунке обратный азимут  равен  325ё)
до тех пор, пока не будет пройдено расстояние, равное 180 пар шагов  (на
рисунке до точки 4). На точке 4 определяют направление по первоначально-
му азимуту (65ё) и прибавив  к  пройденному  расстоянию  до  препятствия
расстояние от точки 2 до точки 3, продолжают движение к новому  ориенти-
ру.
   Бойцам надо запомнить, что обратный азимут отличается от  прямого  на
180 градусов. Например, Ам = 330, обратный азимут будет 330-180 = 150 Ам
= 30, обратный будет 180+30 = 210.
   Перевод длины каждого участка между ориентирами в пары шагов: от ори-
ентира 1 до ориентира 2 будет 1200м. 1200: 1,5 = 800 п.ш. (1,5 м - сред-
няя длина 2-х пар шагов).

   Нанесение обнаруженного объекта на карту

   Это один из важнейших моментов в работе  разведчика.  От  того,  нас-
колько точно объект (цель) будет нанесен на карту, зависит точность  оп-
ределения его координат. Ошибка вызовет огонь средств поражения по  пус-
тому месту.
   Обнаружив объект (цель), разведчик должен сначала точно определить по
различным признакам, что обнаружено. Затем, не прекращая  наблюдение  за
объектом и не обнаруживая себя, нанести объект на карту.
   Для нанесения объекта на карту существуют несколько способов.
   Глазомерно: объект наносится на карту, если он находится  вблизи  из-
вестного ориентира.
   По направлению и расстоянию: ориентировать карту, найти на ней  точку
своего стояния, свизировать на карте направление на обнаруженный  объект
и прочертить линию, определить расстояние до объекта, отложить это расс-
тояние на карте от точки стояния. Полученная  точка  и  будет  положение
объекта на карте. Если таким образом графически невозможно решить задачу
(мешает противник, плохая видимость и др.), то нужно точно измерить ази-
мут на объект, затем перевести его в дирекционный угол и  прочертить  на
карте из точки стояния направление, на котором  отложить  расстояние  до
объекта. Чтобы получить дирекционный угол,  надо  к  магнитному  азимуту
прибавить магнитное склонение данной карты (поправка направления).
   Прямой засечкой. Этим способом наносят объект на карту из 2-х-3-х то-
чек, с которых можно вести наблюдение за ним. Для этого из  каждой  выб-
ранной точки прочерчивается  на  ориентированной  карте  направление  на
объект, тогда пересечение прямых определяет местонахождение объекта.

Конструктор сайтов - uCoz