Азимут - это угол, образуемый между направлением на какой-либо пред-
мет местности и направлением на север.
Азимуты отсчитываются от 0 до 360ё по ходу часовой стрелки.
Определение азимута по компасу
Чтобы определить азимут на местности, надо:
- стать лицом в направлении предмета, на который требуется определить
азимут;
- ориентировать компас, то есть подвести его нулевое деление (или
букву С) под затемненный конец стрелки компаса;
- вращая компасную крышку, направить на предмет визирное приспособле-
ние;
- против указателя визирного приспособления, обращенного к предмету,
прочесть величину азимута.
Чтобы определить на местности заданный азимут, надо:
- установить указатель визирного приспособления компаса точкой над
делением, соответствующим величине заданного азимута;
- повернуть компас так, чтобы указатель визира находился впереди;
- поворачиваться самому вместе с компасом до тех пор, пока нулевая
точка не совпадет с северным концом стрелки; направление указателя визи-
ра и будет направлением по заданному азимуту.
Совмещение визирной линии с направлением на предмет (цель) достигает-
ся многократным переводом взгляда с визирной линии на цель и обратно. Не
рекомендуется поднимать компас до уровня глаз, снижается точность изме-
рения. Точность измерения азимутов с помощью компаса Андрианова состав-
ляет плюс-минус 2-3ё.
Движение по азимуту
Для движения по заданному азимуту надо:
- изучить на карте местность между исходным и конечным пунктами дви-
жения и наметить маршрут, легко распознаваемый по местным предметам;
- начертить избранный маршрут на карте и определить азимуты всех
звеньев маршрута;
- определить на карте длину каждого звена маршрута в шагах (пара ша-
гов в среднем равна 1,5 м);
- все данные для движения записать в полевую книжку в виде таблицы
или схематичного чертежа.
Придя на исходный пункт, следует:
- ориентироваться по компасу;
- установить указатель подвижного кольца компаса против отсчета, рав-
ного величине азимута первого звена маршрута (в нашем примере - 335ё);
- плавно поворачивать компас до тех пор, пока нулевое деление не сов-
падет с северным концом стрелки; тогда визирное приспособление будет по-
казывать направление движения по азимуту - 335ё;
- в этом направлении выбрать какой-нибудь предмет и идти на него. По-
дойдя к предмету, нужно проверить ориентировку компаса и продолжить путь
до первой поворотной точки;
- у первой поворотной точки нужно установить по компасу азимут на
следующий поворотный пункт и двигаться на него так же, как из исходного
пункта.
Определение азимутов на карте транспортиром
Вначале выбранные по маршруту движения ориентиры соединяют прямой ли-
нией, но так, чтобы эта линия пересекала хотя бы одну из вертикальных
линий километровой сетки.
Затем измеряют транспортиром угол от северного направления верти-
кальной линии километровой сетки по ходу часовой стрелки до направления
на предмет. При этом транспортир прикладывается к вертикальной линии ки-
лометровой сетки так, чтобы риска (черточка) на линейке транспортира
совпадала с той точкой, где прочерченное направление пересекает верти-
кальную линию километровой сетки, а крайние деления транспортира (0 и
180) совместились с направлением этой линии.
На рисунке по направлению "сарай - овраг" азимут равен 65ё, по нап-
равлению "сарай - мост" 274ё 080ё+94ё= 274ё).
Далее, уменьшив или увеличив измеренные углы на величину отклонения
магнитной стрелки, получим магнитные азимуты.
Отклонением магнитной стрелки или поправкой направления называют угол
между вертикальной линией километровой сетки и стрелкой компаса (магнит-
ным меридианом). Данные о величине склонения стрелки всегда даются под
южной (нижней) стороной рамки карты в виде схемы и текста.
Определение магнитных азимутов
Выполняется в отличие от вышеизложенного на ориентированной карте с
учетом магнитного склонения. Магнитное склонение бывает или восточное со
знаком "+" или западное со знаком "-". Зная величину и знакотклонения
нетрудно совместить направление одной из сторон рамки листа карты (за-
падное или восточное) с направлением истинного меридиана
При совмещенном положении сторон рамки карты с направлением истинного
меридиана карта будет ориентирована точно.
Практически это делают так:
- установить на одну из боковых сторон карты компас так, чтобы линия
север-юг шкалы компаса совпала с направлением этой стороны рамки, а ноль
(С) на шкале был направлен к северной стороне рамки карты;
- отпустить тормоз стрелки компаса и, когда стрелка успокоится, пово-
рачивать карту до тех пор, пока стрелка не станет своим северным концом
против нулевого деления (С) шкалы компаса,
- повернуть карту не сдвигая компаса так, чтобы северный конец стрел-
ки встал против деления соответствующего величине и знаку склонения для
данного листа карты.
- ориентированную таким образом карту закрепляют;
- соединить прямыми линиями ориентиры: овраг - сарай, сарай - камень;
- установить компас на прочерченной прямой между ориентиром так, что-
бы линия "север-юг" шкалы совпала с этим направлением, а нулевое деление
(С) было направлено в сторону движения;
- когда стрелка успокоится, сделать отсчет по шкале против северного
конца стрелки; вычесть полученный отсчет из 360ё, эта разность и будет
магнитный азимут.
Измерение расстояния между ориентирами
Измерение расстояния между ориентирами выполняют так:
- определяют длину отрезков на карте циркулем или линейкой;
- пользуясь масштабом карты, узнают какому расстоянию соответствуют
отрезки на местности;
Например, на карте масштаба 1: 25 000 измеренное расстояние между
двумя ориентирами равно 6,4 см. Величина масштаба 250 м в 1 см.
Расстояние будет 250 х 6,4 = 1600 м.
Данные необходимые для движения оформляют в специально составленной
схеме маршрута, или в виде таблицы.
Движение начинают с нахождения нужного азимута направления движения.
В направлении движения желательно выбрать и запомнить возможно более
удаленный ориентир. В движении ведут отсчет пройденного расстояния
(обычно парами шагов).
В случае если ориентир не окажется в данной точке, в точке выхода ос-
тавляют знак, или одного-двух бойцов, а ориентир разыскивают в радиусе
равном 0,1 расстояния пройденного от предыдущего ориентира.
В движении используют дополнительные ориентиры: линии электропередач,
реки, дороги и т.п.
Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из
следующим способов:
При наличии видимости через препятствие:
- заметить ориентир по направлению движения на противоположной сторо-
не препятствия;
- обойти препятствие и продолжить движение от замеченного ориентира,
ширину препятствия определить любым способом и прибавить к пройденному
расстоянию;
При отсутствии видимости через препятствие, например, при обходе лес-
ного завала, а также в условиях ограниченной видимости: туман, дождь и
т.д.
Допустим, что движение совершалось по азимуту 65ё и до остановки пе-
ред препятствием пройдено 340 пар шагов. После изучения местности было
решено обход совершать с правой стороны. Определить по компасу азимут
направления вдоль препятствия (от точки 1 на точку 2), продолжить движе-
ние по этому направлению, ведя счет парам шагов до правой границы пре-
пятствия. На рисунке азимут равен 145ё, а пройденное расстояние - 180
пар шагов. Сделав остановку в точке 2, определяют по компасу направление
соответствующее первоначальному азимуту, по которому совершалось движе-
ние до препятствия (65ё) и продолжают двигаться до выхода за пре-
пятствие. Счет парами шагов ведется от точки 2 до точки остановки за
препятствием (точка 3). На рисунке пройденное расстояние равно 270 пар
шагов. Из точки 3 движение совершается влево по обратному азимуту нап-
равления от точки 1 до точки 2 (на рисунке обратный азимут равен 325ё)
до тех пор, пока не будет пройдено расстояние, равное 180 пар шагов (на
рисунке до точки 4). На точке 4 определяют направление по первоначально-
му азимуту (65ё) и прибавив к пройденному расстоянию до препятствия
расстояние от точки 2 до точки 3, продолжают движение к новому ориенти-
ру.
Бойцам надо запомнить, что обратный азимут отличается от прямого на
180 градусов. Например, Ам = 330, обратный азимут будет 330-180 = 150 Ам
= 30, обратный будет 180+30 = 210.
Перевод длины каждого участка между ориентирами в пары шагов: от ори-
ентира 1 до ориентира 2 будет 1200м. 1200: 1,5 = 800 п.ш. (1,5 м - сред-
няя длина 2-х пар шагов).
Нанесение обнаруженного объекта на карту
Это один из важнейших моментов в работе разведчика. От того, нас-
колько точно объект (цель) будет нанесен на карту, зависит точность оп-
ределения его координат. Ошибка вызовет огонь средств поражения по пус-
тому месту.
Обнаружив объект (цель), разведчик должен сначала точно определить по
различным признакам, что обнаружено. Затем, не прекращая наблюдение за
объектом и не обнаруживая себя, нанести объект на карту.
Для нанесения объекта на карту существуют несколько способов.
Глазомерно: объект наносится на карту, если он находится вблизи из-
вестного ориентира.
По направлению и расстоянию: ориентировать карту, найти на ней точку
своего стояния, свизировать на карте направление на обнаруженный объект
и прочертить линию, определить расстояние до объекта, отложить это расс-
тояние на карте от точки стояния. Полученная точка и будет положение
объекта на карте. Если таким образом графически невозможно решить задачу
(мешает противник, плохая видимость и др.), то нужно точно измерить ази-
мут на объект, затем перевести его в дирекционный угол и прочертить на
карте из точки стояния направление, на котором отложить расстояние до
объекта. Чтобы получить дирекционный угол, надо к магнитному азимуту
прибавить магнитное склонение данной карты (поправка направления).
Прямой засечкой. Этим способом наносят объект на карту из 2-х-3-х то-
чек, с которых можно вести наблюдение за ним. Для этого из каждой выб-
ранной точки прочерчивается на ориентированной карте направление на
объект, тогда пересечение прямых определяет местонахождение объекта.