hocheshzitvmire.narod.ru

готовься к войне

 Основным методом нанесения ударов для РДГ были диверсии на коммуника-
циях врага, на военных и промышленных объектах.
   При осуществлении этих операций использовались толовые заряды и самые
разнообразные минные устройства - от миниатюрных магнитных мин, мин  за-
медленного действия МЗД и неизвлекаемых мин НМ до мощных фугасов.
   На протяжении четырех лет войны менялись условия проведения  операций
диверсионного характера, особенно на железнодорожных магистралях и авто-
дорогах.
   Все более сложной и изощренной становилась системна охраны  противни-
ком железнодорожных станций и путей на перегонах. Если в  1941-1942  гг.
дело ограничивалось, как правило,  патрулированием  (обычно  три  парных
патруля на каждый километр пути), то с лета 1942 года в помощь этим пат-
рулям стали выделяться полицейские (до 10 человек). В 1943-1944 гг. сис-
тема охраны дорог достигла предельной насыщенности боевой силой и техни-
кой, средствами обнаружения и уничтожения разведчиков-диверсантов, зало-
женных ими мин. Патрулирование на стратегически важных дорогах  дополня-
лось устройством вышек для охраны, снабженных прожекторами и пулеметами,
огневых точек.  Немцы  создавали  открытые  пространства,  для  чего  на
200-300 метров по обе стороны пути вырубали леса, устанавливали на  под-
ходах к путям мины-ловушки, шумовые устройства, проволочные заграждения.
   Наиболее тщательно охранялись железнодорожные мосты. Каждый из  круп-
ных мостов представлял собой настоящий оборонительный  рубеж  с  колючей
проволокой, минными заграждениям, системами вышек с пулеметами,  дотами,
прожекторными установками, ракетной  сигнализацией.  Через  определенные
промежутки времени по магистралям проходили бронепоезда,  обстреливавшие
лесные подходы к дорогам. Широко использовались хорошо обученные  сторо-
жевые собаки. Стремясь отвести взрывы от паровозов и вагонов, немцы пус-
кали впереди эшелонов пустые платформы. На особо опасных  участках  пути
замедлялось движение транспорта, а на некоторых оно  разрешалось  только
днем и только после тщательного осмотра соответствующего участка  дороги
в целях поиска мин.
   Серьезнейшей опасностью для диверсантов  являлись  вражеские  засады,
поджидавшие их на подступах к магистралям и на путях  отхода.  Их  можно
было ожидать и на любом участке маршрута. А ведь подрывникам-разведчикам
каждый раз приходилось проделывать огромный путь от базового  лагеря  до
места диверсии. Преодолевая чащобы и буреломы, болота и открытые  прост-
ранства по 30-40 км, а в отдельных случаях и до 100 км, (когда ставилась
целевая задача на проведение диверсии в особо отдаленном участке магист-
рали), несмотря ни на какие преграды диверсанты все  же  выполняли  свои
задачи.
   Тактика действий диверсантов на железной дороге обычно  была  следую-
щей. Группа подрывников почти всегда действовала под прикрытием подгруп-
пы охраны. Подойдя к дороге, группа, залегала в пределах  видимости  же-
лезнодорожного полотна, изучала обстановку,  вела  наблюдение,  выбирала
место подхода к полотну. Иногда это длилось несколько  суток.  Установка
каждой мины требовала подлинного мастерства,  предельного  напряжения  и
внимания. Особую опасность  представляла  установка  неизвлекаемых  мин,
способных сработать от любого колебания почвы. Большого умения требовала
и маскировка мин. На месте их установки не должно было оставаться  ника-
ких следов. Нельзя было перемешивать сухие верхние слои с сырыми нижними
- это сразу бы вызвало подозрение охраны. Лишнюю землю уносили  с  собой
на плащ-палатке. Установив мину, сверху укладывали поселенные камешки  -
так, как они лежали вдоль полотна до минирования.  Отходя  убирали  свои
следы. А ведь все это делалось ночью, в абсолютной темноте, с соблюдени-
ем тишины: при малейшем звуке в небо взмывали ракеты и мгновенно  откры-
вался огонь...
   Теоретически, для того, чтобы перебить железнодорожный рельс требует-
ся 200 грамм тротила или 400 грамм аммонита или аммонала,  но  на  самом
деле взрыв должен быть настолько сильным, чтобы выхватить в настиле  по-
лотна воронку, через которую не перескочить колесным  парам  паровоза  и
вагона. А для этого надо не менее 3-4-х килограммов тротила. Под большой
эшелон ставили 3-4 заряда в разных местах полотна. Удобно было  взрывать
полотно на повороте, там заряд ставился в стык рельса тогда  эффект  был
больше.
   Разведчиками-диверсантами для диверсий на автомобильных дорогах  была
разработана оригинальная тактика под названием "поле  смерти".  Сущность
этого способа сводится к тому, что на дороге устанавливаются две-три ми-
ны нажимного действия, причем задние срабатывают от взрыва передней мины
по ходу движения. Таким образом, если взрывается  передняя  машина,  она
взрывает еще 1-2 машины, следующие за ней.  Одновременно  с  этим  вдоль
движения колонны, по  кюветам,  устанавливали  немецкие  трофейные  мины
"шпринг-минен" S-34. Эта противопехотная мина  подпрыгивает  при  взрыве
вверх. При взрыве машин уцелевшие немцы кидались в кювет и попадали  там
на прыгающие мины.
   Как уже отмечалось, разведгруппы в тылу часто сами попадали в  засады
врага, уходили от  преследования.  Уходя  от  преследования,  разведчики
обычно минировали противопехотными минами свой след. Отрывались от прес-
ледователей также с помощью гранат Ф-1. "Лимонку" закрепляли в  развилке
куста, рядом с тропой. Чеку гранаты почти  вытаскивали,  оставляя  самый
кончик, сдерживающий боек. Бечевку от чеки протягивали через тропу,  за-
маскировав ее.
   Затем через каждые 100 м оставляли протянутые веревки, но без гранат.
Расчет был такой. Подорвавшись, преследователи станут более внимательны,
бечевка их будет останавливать, когда  же  их  бдительность  притупится,
когда они устанут от пустых поисков, тогда-то и сработает еще  один  за-
ряд.
   Если фашисты брали группу в кольцо, окружали, тогда применялся способ
прорыва "таран". Прежде всего находили в цепи немцев наиболее растянутую
линию, где были бреши между преследователями, чтобы огневая мощь  группы
была сильнее чем у врага в том месте, где  намечен  порыв.  Расположение
РДГ - клином, уступом. В минуту прорыва все решают  быстрота,  натиск  и
неожиданность. Бойцы клином таранили цепь, стреляя из всего  что  у  них
имелось, и исчезали, оставляя позади себя расстрелянных в упор преследо-
вателей.
   Были случаи, когда немцы окружали разведчиков  в  землянке,  блиндаже
или бункере. Но и из этой ловушки они бывало выходили живыми,  если  ко-
нечно немцы сразу же не уничтожали убежище. В таких случаях  применялось
"гранатометание с выдержкой", когда выдергивается из гранаты чека и  ве-
дется отсчет до "двух, на счет "три" - бросается, а на "четыре"  граната
уже взрывается. Такое метание гранаты не дает ей откатиться, она взрыва-
ется в воздухе.
   Когда кричат: "Сдавайся!" - то еще есть надежда вырваться. Пяток гра-
нат, брошенных с упреждением, расчистят круг, позволят хотя бы выбраться
на поверхность, и если уж умирать, то не просто так, а в хорошем бою.
   Так воевали наши отцы и деды.  Приобретенный  ими  боевой  опыт  надо
знать и уметь использовать.

Конструктор сайтов - uCoz