Движение суровой зимой
Жестокий мороз, пронзительный, сбивающий с ног ветер, слепящая ме-
тель, многочисленные сугробы создают немало трудностей при переходе,
требуют напряжения всех сил и большой выносливости.
При подготовке к переходу особое внимание необходимо уделять подгонке
и защите обуви от увлажнения, так как ноги - самое уязвимое место раз-
ведчика зимой. Для утепления обуви нужно использовать всевозможные
стельки из фетра, войлока, сенной травы и т.п. Весьма эффективно защища-
ют обувь от увлажнения бахилы. Это мешки или чехлы из какой-либо ткани,
которые надевают поверх обуви и благодаря образовавшейся прослойке воз-
духа сохраняют поверхность ее относительно теплой. Образующийся водяной
пар конденсируется на внутренней поверхности бахилы, которая превращает-
ся в своеобразный водосборник, непрерывно высушивающий обувь. Чтобы сох-
ранить ноги в тепле, рекомендуется поверх носков надевать мешочек из по-
лиэтилена, а затем вторую пару носков. Образующееся "мертвое" прост-
ранство обеспечивает надежную теплоизоляцию ног.
Очень важно утеплять голову и лицо, так как на них приходится значи-
тельная часть теплоотдачи, организма. По данным некоторых исследований,
теплопотери незащищенной головы при температуре воздуха -5 ёС могут сос-
тавить около половины общей теплопродукции организма, а при -15 ёС -
почти три четверти.
По ровному снежному насту можно идти со скоростью 5-6 км/ч. Но ско-
рость движения снижается до нескольких сотен и даже десятков метров в
час при передвижении через участки торосистого льда.
Преодоление препятствий на маршруте в Арктике требует знания опреде-
ленных правил и приемов. Двухтрехметровые трещины можно просто перепры-
гивать, сняв с себя весь лишний груз и перебросив его на противоположную
сторону; четырех-шестиметровые участки заполненные снежной кашей (снежу-
рой), переходят с помощью "снежного моста" из небольших глыб и обломков
льда. Если путь преграждает высокая гряда торосов, лучше всего попы-
таться обойти ее или отыскать в радиусе 300-500 м проход. Преодолевать
гряду следует не торопясь, соблюдая максимальную осторожность, так как
глыбы льда зачастую находятся в неустойчивом положении и, обрушившись
под ногами, могут причинить серьезные травмы (перелом, вывих, растяжение
связок).
Небольшие разводья можно преодолевать на спасательной лодке или ис-
пользовать в качестве своеобразного парома отдельно плавающую льдину,
отталкиваясь от окружающих льдин палкой или автоматом. Но переправы че-
рез открытые участки воды - крайняя мера. Их лучше обойти или переждать,
пока не образуется прочный лед. Процесс ледообразования идет довольно
быстро, и тем интенсивнее, чем ниже температура воздуха. Так, прирост
льда (при начальной толщине 10 см) при температуре -5 ёС составляет 0,6
см, с понижением температуры до -25 ёС - 2,9 см, а при -40 ёС - 4,6 см в
сутки.
Зимние переходы в тундре не менее трудны. Единственным ориентиром,
который иногда может помочь в выборе правильного направления, служат гу-
рии - искусственные гряды камней, сложенные на берегу в качестве опозна-
вательного знака.
Особенно опасен переход в степи и в тундре во время пурги. Сильный,
пронизывающий ветер сбивает с ног, изматывает силы, затрудняет дыхание,
человек быстро слабеет. Так, при ветре 25 м/с темп движения снижается с
5 до 0,5-1 км/ч.
Воздействие низких температур в сочетании с сильным ветром ведет к
быстрому увеличению энергозатрат. Например, при ходьбе на встречном вет-
ре они возрастают до 634 ккал/ч. В результате организм, расходуя тепло,
быстро охлаждается. Кроме того, при скорости ветра свыше 10 м/с нор-
мальное дыхание нарушается, поскольку воздушный поток затрудняет акты
вдоха и выдоха. Но, самое главное, в пургу человек лишается способности
здраво осмысливать создавшееся положение, теряет ориентировку и легко
становится жертвой холода.