hocheshzitvmire.narod.ru

готовься к войне

 

Движение суровой зимой

   Жестокий мороз, пронзительный, сбивающий с ног  ветер,  слепящая  ме-
тель, многочисленные сугробы создают  немало  трудностей  при  переходе,
требуют напряжения всех сил и большой выносливости.
   При подготовке к переходу особое внимание необходимо уделять подгонке
и защите обуви от увлажнения, так как ноги - самое уязвимое  место  раз-
ведчика зимой.  Для  утепления  обуви  нужно  использовать  всевозможные
стельки из фетра, войлока, сенной травы и т.п. Весьма эффективно защища-
ют обувь от увлажнения бахилы. Это мешки или чехлы из какой-либо  ткани,
которые надевают поверх обуви и благодаря образовавшейся прослойке  воз-
духа сохраняют поверхность ее относительно теплой. Образующийся  водяной
пар конденсируется на внутренней поверхности бахилы, которая превращает-
ся в своеобразный водосборник, непрерывно высушивающий обувь. Чтобы сох-
ранить ноги в тепле, рекомендуется поверх носков надевать мешочек из по-
лиэтилена, а затем вторую пару  носков.  Образующееся  "мертвое"  прост-
ранство обеспечивает надежную теплоизоляцию ног.
   Очень важно утеплять голову и лицо, так как на них приходится  значи-
тельная часть теплоотдачи, организма. По данным некоторых  исследований,
теплопотери незащищенной головы при температуре воздуха -5 ёС могут сос-
тавить около половины общей теплопродукции организма, а  при  -15  ёС  -
почти три четверти.
   По ровному снежному насту можно идти со скоростью 5-6 км/ч.  Но  ско-
рость движения снижается до нескольких сотен и даже  десятков  метров  в
час при передвижении через участки торосистого льда.
   Преодоление препятствий на маршруте в Арктике требует знания  опреде-
ленных правил и приемов. Двухтрехметровые трещины можно просто  перепры-
гивать, сняв с себя весь лишний груз и перебросив его на противоположную
сторону; четырех-шестиметровые участки заполненные снежной кашей (снежу-
рой), переходят с помощью "снежного моста" из небольших глыб и  обломков
льда. Если путь преграждает высокая гряда  торосов,  лучше  всего  попы-
таться обойти ее или отыскать в радиусе 300-500 м  проход.  Преодолевать
гряду следует не торопясь, соблюдая максимальную осторожность,  так  как
глыбы льда зачастую находятся в неустойчивом  положении  и,  обрушившись
под ногами, могут причинить серьезные травмы (перелом, вывих, растяжение
связок).
   Небольшие разводья можно преодолевать на спасательной лодке  или  ис-
пользовать в качестве своеобразного парома  отдельно  плавающую  льдину,
отталкиваясь от окружающих льдин палкой или автоматом. Но переправы  че-
рез открытые участки воды - крайняя мера. Их лучше обойти или переждать,
пока не образуется прочный лед. Процесс  ледообразования  идет  довольно
быстро, и тем интенсивнее, чем ниже температура  воздуха.  Так,  прирост
льда (при начальной толщине 10 см) при температуре -5 ёС составляет  0,6
см, с понижением температуры до -25 ёС - 2,9 см, а при -40 ёС - 4,6 см в
сутки.
   Зимние переходы в тундре не менее  трудны.  Единственным  ориентиром,
который иногда может помочь в выборе правильного направления, служат гу-
рии - искусственные гряды камней, сложенные на берегу в качестве опозна-
вательного знака.
   Особенно опасен переход в степи и в тундре во время  пурги.  Сильный,
пронизывающий ветер сбивает с ног, изматывает силы, затрудняет  дыхание,
человек быстро слабеет. Так, при ветре 25 м/с темп движения снижается  с
5 до 0,5-1 км/ч.
   Воздействие низких температур в сочетании с сильным  ветром  ведет  к
быстрому увеличению энергозатрат. Например, при ходьбе на встречном вет-
ре они возрастают до 634 ккал/ч. В результате организм, расходуя  тепло,
быстро охлаждается. Кроме того, при скорости ветра  свыше  10  м/с  нор-
мальное дыхание нарушается, поскольку воздушный  поток  затрудняет  акты
вдоха и выдоха. Но, самое главное, в пургу человек лишается  способности
здраво осмысливать создавшееся положение, теряет  ориентировку  и  легко
становится жертвой холода.

Конструктор сайтов - uCoz