Основным методом нанесения ударов для РДГ были диверсии на коммуника-
циях врага, на военных и промышленных объектах.
При осуществлении этих операций использовались толовые заряды и самые
разнообразные минные устройства - от миниатюрных магнитных мин, мин за-
медленного действия МЗД и неизвлекаемых мин НМ до мощных фугасов.
На протяжении четырех лет войны менялись условия проведения операций
диверсионного характера, особенно на железнодорожных магистралях и авто-
дорогах.
Все более сложной и изощренной становилась системна охраны противни-
ком железнодорожных станций и путей на перегонах. Если в 1941-1942 гг.
дело ограничивалось, как правило, патрулированием (обычно три парных
патруля на каждый километр пути), то с лета 1942 года в помощь этим пат-
рулям стали выделяться полицейские (до 10 человек). В 1943-1944 гг. сис-
тема охраны дорог достигла предельной насыщенности боевой силой и техни-
кой, средствами обнаружения и уничтожения разведчиков-диверсантов, зало-
женных ими мин. Патрулирование на стратегически важных дорогах дополня-
лось устройством вышек для охраны, снабженных прожекторами и пулеметами,
огневых точек. Немцы создавали открытые пространства, для чего на
200-300 метров по обе стороны пути вырубали леса, устанавливали на под-
ходах к путям мины-ловушки, шумовые устройства, проволочные заграждения.
Наиболее тщательно охранялись железнодорожные мосты. Каждый из круп-
ных мостов представлял собой настоящий оборонительный рубеж с колючей
проволокой, минными заграждениям, системами вышек с пулеметами, дотами,
прожекторными установками, ракетной сигнализацией. Через определенные
промежутки времени по магистралям проходили бронепоезда, обстреливавшие
лесные подходы к дорогам. Широко использовались хорошо обученные сторо-
жевые собаки. Стремясь отвести взрывы от паровозов и вагонов, немцы пус-
кали впереди эшелонов пустые платформы. На особо опасных участках пути
замедлялось движение транспорта, а на некоторых оно разрешалось только
днем и только после тщательного осмотра соответствующего участка дороги
в целях поиска мин.
Серьезнейшей опасностью для диверсантов являлись вражеские засады,
поджидавшие их на подступах к магистралям и на путях отхода. Их можно
было ожидать и на любом участке маршрута. А ведь подрывникам-разведчикам
каждый раз приходилось проделывать огромный путь от базового лагеря до
места диверсии. Преодолевая чащобы и буреломы, болота и открытые прост-
ранства по 30-40 км, а в отдельных случаях и до 100 км, (когда ставилась
целевая задача на проведение диверсии в особо отдаленном участке магист-
рали), несмотря ни на какие преграды диверсанты все же выполняли свои
задачи.
Тактика действий диверсантов на железной дороге обычно была следую-
щей. Группа подрывников почти всегда действовала под прикрытием подгруп-
пы охраны. Подойдя к дороге, группа, залегала в пределах видимости же-
лезнодорожного полотна, изучала обстановку, вела наблюдение, выбирала
место подхода к полотну. Иногда это длилось несколько суток. Установка
каждой мины требовала подлинного мастерства, предельного напряжения и
внимания. Особую опасность представляла установка неизвлекаемых мин,
способных сработать от любого колебания почвы. Большого умения требовала
и маскировка мин. На месте их установки не должно было оставаться ника-
ких следов. Нельзя было перемешивать сухие верхние слои с сырыми нижними
- это сразу бы вызвало подозрение охраны. Лишнюю землю уносили с собой
на плащ-палатке. Установив мину, сверху укладывали поселенные камешки -
так, как они лежали вдоль полотна до минирования. Отходя убирали свои
следы. А ведь все это делалось ночью, в абсолютной темноте, с соблюдени-
ем тишины: при малейшем звуке в небо взмывали ракеты и мгновенно откры-
вался огонь...
Теоретически, для того, чтобы перебить железнодорожный рельс требует-
ся 200 грамм тротила или 400 грамм аммонита или аммонала, но на самом
деле взрыв должен быть настолько сильным, чтобы выхватить в настиле по-
лотна воронку, через которую не перескочить колесным парам паровоза и
вагона. А для этого надо не менее 3-4-х килограммов тротила. Под большой
эшелон ставили 3-4 заряда в разных местах полотна. Удобно было взрывать
полотно на повороте, там заряд ставился в стык рельса тогда эффект был
больше.
Разведчиками-диверсантами для диверсий на автомобильных дорогах была
разработана оригинальная тактика под названием "поле смерти". Сущность
этого способа сводится к тому, что на дороге устанавливаются две-три ми-
ны нажимного действия, причем задние срабатывают от взрыва передней мины
по ходу движения. Таким образом, если взрывается передняя машина, она
взрывает еще 1-2 машины, следующие за ней. Одновременно с этим вдоль
движения колонны, по кюветам, устанавливали немецкие трофейные мины
"шпринг-минен" S-34. Эта противопехотная мина подпрыгивает при взрыве
вверх. При взрыве машин уцелевшие немцы кидались в кювет и попадали там
на прыгающие мины.
Как уже отмечалось, разведгруппы в тылу часто сами попадали в засады
врага, уходили от преследования. Уходя от преследования, разведчики
обычно минировали противопехотными минами свой след. Отрывались от прес-
ледователей также с помощью гранат Ф-1. "Лимонку" закрепляли в развилке
куста, рядом с тропой. Чеку гранаты почти вытаскивали, оставляя самый
кончик, сдерживающий боек. Бечевку от чеки протягивали через тропу, за-
маскировав ее.
Затем через каждые 100 м оставляли протянутые веревки, но без гранат.
Расчет был такой. Подорвавшись, преследователи станут более внимательны,
бечевка их будет останавливать, когда же их бдительность притупится,
когда они устанут от пустых поисков, тогда-то и сработает еще один за-
ряд.
Если фашисты брали группу в кольцо, окружали, тогда применялся способ
прорыва "таран". Прежде всего находили в цепи немцев наиболее растянутую
линию, где были бреши между преследователями, чтобы огневая мощь группы
была сильнее чем у врага в том месте, где намечен порыв. Расположение
РДГ - клином, уступом. В минуту прорыва все решают быстрота, натиск и
неожиданность. Бойцы клином таранили цепь, стреляя из всего что у них
имелось, и исчезали, оставляя позади себя расстрелянных в упор преследо-
вателей.
Были случаи, когда немцы окружали разведчиков в землянке, блиндаже
или бункере. Но и из этой ловушки они бывало выходили живыми, если ко-
нечно немцы сразу же не уничтожали убежище. В таких случаях применялось
"гранатометание с выдержкой", когда выдергивается из гранаты чека и ве-
дется отсчет до "двух, на счет "три" - бросается, а на "четыре" граната
уже взрывается. Такое метание гранаты не дает ей откатиться, она взрыва-
ется в воздухе.
Когда кричат: "Сдавайся!" - то еще есть надежда вырваться. Пяток гра-
нат, брошенных с упреждением, расчистят круг, позволят хотя бы выбраться
на поверхность, и если уж умирать, то не просто так, а в хорошем бою.
Так воевали наши отцы и деды. Приобретенный ими боевой опыт надо
знать и уметь использовать.