hocheshzitvmire.narod.ru

готовься к войне

К 5 Разделу || К содержанию || К 7 Разделу

РАЗДЕЛ 6. МАСКИРОВКА СНАЙПЕРСКОЙ ПОЗИЦИИ НА МЕСТНОСТИ

Снайпер - это охотник, а охотник должен быть невидим. Тот из снайперов, кто пытается работать незамаскированно, почти сразу становится мишенью для противника. Позиции для работы снайпера приходится выбирать и оборудовать буквально под носом у неприятеля, подчас на неудобных, открытых и, казалось бы, непригодных для этого местах. Поэтому маскировка позиции должна быть безукоризненной, выглядеть естественно и не выделяться среди окружающего ландшафта. Зимняя и летняя маскировки различны. Зимой маскироваться легче, потому что основные цвета зимой - черный и белый. Белого, разумеется, больше, поэтому и снайпер надевает на себя все белое. Белым, под цвет снега, должен быть маскхалат с белым капюшоном. Винтовка также должна быть обмотана чем-нибудь белым. Лучше всего для этих целей подходит обыкновенный медицинский бинт. Бинтом обматываются также оптический прицел и ремень. Телесный цвет лица и кистей рук выдал не одного снайпера, поэтому на лицо надевается матерчатая или бумажная белая маска с узкими прорезями для глаз (фото 153). Эти узкие прорези играют солнцезащитную роль при работе днем под ярким солнцем среди белого снега. Такая мощная засветка буквально слепит глаза. Прицельно стрелять в таких условиях невозможно.

Искусство снайпера

Фото 153. Зимняя экипировка снайпера

Для работы зимой снайпер, естественно, утепляется и маскхалат надевает на теплую куртку. Левая рука так или иначе должна быть в теплой толстой рукавице - и для утепления, и для того, чтобы нейтрализовать пульсацию руки. Правая рука тоже должна быть в рукавице, именно в рукавице, а не в перчатке, чтобы пальцы лучше согревались. В правой рукавице делается прорезь для стреляющего указательного пальца. При необходимости выстрела стреляющий палец выставляется из рукавицы и ложится на спуск. Разумеется, обе рукавицы должны быть белого цвета или покрыты белыми чехлами.

Рукавицы на руках и маска на лице обязательны - они предохраняют от обморожения. Кроме того, маска сдерживает пар от дыхания. Этот пар выдал и погубил уже не одного стрелка. Длинный нижний край матерчатой маски заправляется под широкий воротник, и пар от дыхания этим "хоботом" направляется "под шкуру" и дополнительно обогревает снайпера. Куртка, маскхалат и штаны снайпера не должны быть тесными - они должны быть на номер-два шире обычной одежды и обеспечивать свободу движений снайпера в лежачем состоянии. В обширной одежде непроизвольные телодвижения, неизбежные на морозе, не так заметны со стороны, к тому же в просторной одежде теплее. Зимние позиции снайпера могут быть открытыми и закрытыми. Открытые позиции, то есть ничем не защищенные и не закрытые сверху, занимаются снайпером на то время, которое он может выдержать на морозе. Обычно это запасные позиции и позиции подскока для выжидания появления цели, мгновенного ее поражения и быстрого исчезновения с этой позиции, не дожидаясь, пока ее накроют минометным огнем. Открытые позиции носят временный характер, но это не значит, что их не надо подготавливать и выбирать место для них. Посмотрите на фото 154. Снайпер очень грамотно выбрал и подготовил открытую временную позицию для поражения целей на объекте, расположенном со стороны условного противника на дистанции 350 метров. Позиция снайпера расположена на окраине леса. Впереди позиции находится редкий кустарник. Снайперу (и фотографу, делавшему снимок) этот редкий кустарник не мешает видеть объект и то, что делается на нем, потому что кустарник расположен от позиции близко. Но стоит отойти хотя бы метров на сто и посмотреть на позицию со стороны противника, как все, что находится за этими редкими кустиками со стороны позиции, перестает быть различимым Кроме всего прочего, дым от выстрела рассеивается за стеной кустарника и поэтому не виден снаружи. Это так называемый "эффект тюлевой гардины" - из помещения из-за гардины видно все, а с улицы за гардиной - ничего. Но даже в этом случае снайпер старается зарыться поглубже в снег и лишний раз не подставляться. В данном случае снег был неглубокий, и снайпер не мог в него закопаться, поэтому он нагреб бруствер спереди и с боков (фото 155). Спереди снайпер капитально покропил водой бруствер и пространство на 2-3 метра перед ним для того, чтобы образовалась ледяная корочка и сухой снег не поднимался при выстреле пороховыми газами (фото 156). Снежный вихрь, взметенный после выстрела, поднимается довольно высоко и очень наглядно показывает противнику место, откуда этот выстрел был произведен.

Искусство снайпера

Фото 154. Снайпер на открытой позиции

Искусство снайпера

Фото 155. Снайпер, зарывшийся в снег

Искусство снайпера

Фото 156 Открытая позиция снайпера спереди. Пунктиром обозначено пространство, окропленное водой для образования ледяной корки

Если у снайпера есть возможность, он не только кропит, но и поливает водой бруствер перед собой и по бокам от себя. После этого позиция заледенеет и будет предохранять хозяина от пуль и осколков. Так делали немцы, которые не любили менять позиции и стреляли с них длительное время. Наши достать их не могли из-за отсутствия маневренных минометов малых калибров. Русские снайперы предпочитали мерзнуть до упора, зарывшись по возможности поглубже в снег, и после одного-двух выстрелов "сваливали" с позиции, не дожидаясь, пока немцы накроют ее минометным огнем. Небольшие минометы типа "поднос" у немцев были в каждом взводе. Разные возможности - разная тактика. Но в любом случае и наши, и немецкие, и финские снайперы оборудовали закрытые утепленные основные позиции, на которых приходилось находиться долго - и для выслеживания противника, и для наблюдения. Как это можно сделать? Старый финн, живущий под Ленинградом (ныне Санкт-Петербург) и отсидевший в свое время при Сталине 10 лет за участие во Второй мировой войне "не на той стороне", показал автору простой и доступный всем способ оборудования закрытой снайперской позиции с помощью подручных средств, всегда имеющихся в средней климатической полосе. Короткой пилой старик срезал сосенку (не елочку - у сосны иголки держатся очень долго, а у ели они опадают сразу). Затем он отрезал у комлевой части узел-звезду, из которого росли ветви в разные стороны. Старик перевернул отрезанный фрагмент сосны сверху вниз и поставил его на снег в таком виде. Получилось готовое перекрытие, как каркас у зонтика (фото 157). Снега было мало, и старик поставил этот каркас на старый окоп, оставшийся с прошлой войны. С той же сосенки были нарезаны ветви, и этим "лапником" дед искусно заложил и переплел толстые ветви каркаса (фото 158). Потом начал забрасывать все это снегом. Окоп начал исчезать на глазах (фото 159) и вскоре вообще сравнялся с ландшафтом. Для обзора и обстрела была проделана амбразура, в которую выставлялась винтовка (фото 160) (для наглядности фотографирования ствол бинтом не маскировался).

Искусство снайпера

Фото 157. Каркас - перекрытие, изготовленное из фрагмента небольшой сосны

Искусство снайпера

Фото 159. Позиция забрасывается снегом

Искусство снайпера

Фото 158. Каркас над окопом переплетен и заложен сосновыми лапами

Искусство снайпера

Фото 160. Полностью замаскированная позиция. Амбразура для обзора и стрельбы из винтовки

Довольно быстро образовалось весьма уютное логово, в котором можно было си деть. После того как входной лаз завесили старым немецким мешком из хозяйства этого знающего инструктора, внутри позиции вдруг стало необычайно тепло по сравнению с -20°С, которые были снаружи. К тому же там не было ветра. После того как старик зажег огарок свечи и поставил его в углу таким об разом, чтобы огонь не был виден из амбразуры снаружи, можно было снять рукавицы, шапку и расстегнуться. Инструктор объяснил все это тем, что воздушная подушка, образованная толстым хвойным перекрытием, очень хорошо держит тепло. К тому же, как он сказал, "огонек свечи делает человеку теплее на душе", а от этого становится теплее всему организму. По его словам, имея пару свечей, на такой позиции можно было продержаться сутки при самых жутких морозах. В довершение ко всему дед капитально полил укрытие водой снаружи, превратив его в ледяной дот. По тому, как быстро и сноровисто он все это делал в сгущающихся сумерках, автор понял, что свои 10 лет лагерей этот неразговорчивый человек получил недаром. Довольно часто снайперам приходится подползать к противнику и работать по заранее разведанной цели с подскока, без подготовленной прежде позиции, и сразу исчезать по принципу "укусил и скрылся". Для этого приходится кратковременно "возникнуть". Чтобы возникнуть незаметно, надо не выделяться на фоне местности, а для этого снайперу необходимо все время крутить головой и контролировать фон, который находится за ним. На фото 161 снайпер этого не сделал и в белом маскхалате возник на черном фоне, к тому же на ровном гребне высокого места. Он стал заметен, и за те 3-4 секунды, необходимые ему для выстрела, его могут "снять" самого.

Искусство снайпера

Фото 161. Неправильная позиция: снайпер в белом маскхалате резко выделяется на черном фоне гребня высотки

В другом случае снайпер правильно использовал белый фон возвышенности у себя за спиной (фото 162). К тому же он находится не на ровной линии, а среди складок местности и поэтому менее заметен. На местности снайпер всегда старается занять позицию там, где для него есть укрытие, и чтобы по цвету маскировки не выделяться в нем (или вблизи от него). Укрытием необходимо пользоваться правильно. На фото 163 укрытие (строительный обломок) находится справа от снайпера. При этом он им практически не защищен. В данном случае за укрытием находится часть головы и плеча, а все остальное открыто для встречного поражения.

Искусство снайпера

Фото 162. Правильно использованный белый фон за спиной. Снайпер в белом почти не виден

Искусство снайпера

Фото 163. Неправильно использованное укрытие. Снайпер слева от него, и поэтому укрытие его не защищает

На фото 164 снайпер положил винтовку на укрытие сверху. При этом голова и плечи открыты и не защищены. Кроме того, этот снайпер даже в маскхалате выделяется над укрытием сверху. На фото 165 укрытие находится слева от снайпера. В данном случае дистанция до снайпера 5 метров, но он практически не виден. Если присмотреться, можно заметить круглое пятно оптического прицела и черноту деталей винтовки. Большая часть головы и весь корпус закрыты от встречного огня противника. Для выстрела снайпер выставил часть головы, правое плечо и правую руку.

Искусство снайпера

Фото 164. Неправильно использованное укрытие. Снайпер сверху него, он виден и не защищен

Искусство снайпера

Фото 165. Правильное положение снайпера за укрытием. Укрытие слева от снайпера, оно максимально его защищает, и снайпер почти не виден

Возникает естественный вопрос: когда надо занимать и оборудовать позицию? Ответ категоричен - только ночью, когда этого не видит противник. И выдвигаться на позицию необходимо ползком. При оборудовании позиции нельзя становиться не то что в полный рост, но даже на четвереньки. В наше время ночью все просматривается приборами ночного видения, прослушивается наблюдателями и разведчиками. И не только прослушивается. Вышеупомянутый финн видел чело века зимой в темноте метров за сто. Поэтому все надо делать, работая в "нижнем уровне", и абсолютно бесшумно. В летнее время, когда природа зазеленеет, снайпер старается выбрать позицию в глубине зелени и наблюдать за обстановкой в просветы между листвой. Лучше, если он будет находиться в 2-3 метрах за линией мелких кустов, которые создают вышеописанный "эффект гардины". Снайперу будет видно все, что делается снаружи, а сам он будет невидим. Пламя его выстрела тоже не будет заметным, и дым от выстрела рассеется в кустах. Ничто не выйдет наружу. Слишком близко от передней кромки кустов стрелять нельзя, потому что от выхлопа выстрела неминуемо закачаются ветви, и это выдаст позицию снайпера. Если снайперу придется стрелять с открытого места, его позицию может демаскировать колыхание высокой травы от выхлопа. Если на этом месте нет травы, позицию демаскирует вихрь пыли, взметенный пороховыми газами. В сухую погоду этот вихрь поднимается на высоту 2-3 метра и виден издалека даже невооруженным глазом. Если вам достаточно выстрелить с какой-то позиции один раз и после этого мгновенно исчезнуть с нее, то это в принципе не имеет значения. Но если случилась необходимость продержаться на позиции хотя бы для двух выстрелов, на пыльный участок предварительно набрасывается трава, поверх которой ложится маскировочная сеть. Чтобы ее не сдуло ветром, она прижимается камнями, закрепляется втыканием в землю сучьев рогатками вниз или проволочными U-образными скобками. Разумеется, это все делается ночью. Бывает, что снайперы выкапывают окоп, впереди которого втыкают в землю густую сосенку или даже две. Но это делается еще до того, как противник занял позиции и приступил к наблюдению. Появление сосенки, которой не было раньше, будет сразу замечено. Почему даже летом предпочитают именно сосенку, а не какое-либо другое деревце? Потому что сосновая хвоя долго не вянет, не осыпается и сосну не надо поливать. Любое другое насаждение через полдня на жаре "опустит уши", и незамеченным это не пройдет. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ! Самый лучший камуфляж и самая искусная маскировка годятся только до первого выстрела, до "змеиного укуса", а после окончания момента внезапности теряют свое значение. Снайперу надо или уходить с позиции, или его напарник должен где-то сбоку включиться в работу и переключить внимание противника на себя.

Разумеется, лучшее место для снайперской позиции - в тени. Но иногда снайпер выбирает ярко освещенное место, настолько яркое, что на нем ничего не видно. Особенно если солнце при этом будет светить противнику в глаза. Летом маскироваться тяжелее. Растительность на ландшафте разнотонная, поэтому военные надевают пятнистый камуфляж, чтобы не выделяться среди окружающей среды. Каких только расцветок и рисунков камуфляжной одежды не придумали за прошедшие сто лет! Но создать камуфляж с универсальным рисунком так и не получилось. И не потому, что растительность в разных местах и климатических зонах имеет разный оттенок. А потому, что в природе нет ровных линий и силуэт человека в камуфляже так или иначе выделяется линейными очертаниями.

Чтобы "размыть" силуэт и сделать его максимально приближенным к рельефу, камуфляж делают "лохматым". На одежду - накидку или комбинезон - нашивают полоски и лоскуты материи, хвою, солому и прочее, что характерно тону данной местности. "Лохматые" камуфляжи изготовляли с незапамятных времен. Сейчас такой камуфляж называется "елочка", "кикимора" и т. д. В XX столетии для изготовления "лохматых" камуфляжей применяют обрывки маскировочных сетей и старого обмундирования, которые нашивают на плащ-палатки, куртки, полотнища брезента... Каждый более-менее опытный снайпер шьет себе камуфляж сам так, как считает нужным. Камуфляжи, изготовляемые промышленностью, одинаковы и поэтому рано или поздно становятся наглядными для противника. Обычно снайперы для работы на природе изготовляют "лохматый" камуфляж в форме накидки, для того чтобы непроизвольные движения под ним были менее заметны. По обстоятельствам боевой работы камуфляж можно шить с рукавами. Силуэт его должен быть "размыт", уменьшен и несимметричен.

Для этого все выступающие части должны находиться "в области темных пятен". Критерием оценки удачно изготовленного камуфляжа является его органичное слияние с окружающей средой, если его владелец находится в нем в непосредственной близости от чего-нибудь "лохматого" - кустов, чащобы, высокой поросли и т. д. Камуфляж обязательно готовится с капюшоном. На камуфляж нашиваются петли и карманчики для прикрепления к нему веток, сучьев, травы и всего, что есть на данной местности. Точно так же, как и зимой, снайпера демаскирует телесный цвет лица и кистей рук. Поэтому на лицо надевается "лохматая" маска, которая к тому же предохраняет от комаров, на руки - "лохматые" рукавицы, причем правая рукавица с прорезью для "стреляющего" пальца.

Снайпер в "лохматом" камуфляже представлен на фото 166-169. Демаскируют блестящие маховики и контуры прицела. Поэтому снайперы надевают на прицелы "лохматые" чехлы (или обматывают прицелы "лохматыми" обрывками обмундирования) (фото 170). На ствол винтовки снайпер наматывает "лохматую" ленту или натягивает "лохматый" чехол. Все эти "покрышки" крепятся очень плотно, обвязкой шнурками, чтобы при стрельбе ничего не съезжало и не "дышало" на винтовке (см. фото 153). Снайпер в камуфляже должен выглядеть настолько невзрачно, что на него не хотелось бы смотреть. Это основной принцип камуфляжа. Он должен быть запыленным, затасканным, подшитым лоскутами с разных сторон - короче, должен не выглядеть никак. Поэтому снайпер, работающий не в режиме снайперской свободной охоты, а в подвижной группе, должен иметь минимум камуфляжа - слегка закамуфлированную винтовку и легкую "лохматую" курточку с рукавами - на случай снайперской засады. Снайпер, пулеметчик и гранатометчик подвижной группы должны поменьше выделяться, потому что противник именно их "положит" в первую очередь. Поэтому, если уж камуфлироваться, то камуфлироваться всем, чтобы отдельным камуфляжем не выделяться никому.

Искусство снайпера

Фото 166

Искусство снайпера

Фото 167

Искусство снайпера

Фото 168

Искусство снайпера

Фото 169

Искусство снайпера

Фото 170. Камуфлирование оружия и оптического прицела

Принцип работы на открытых позициях и пользования укрытиями тот же, что и зимой. Открытую временную позицию желательно предварительно подготовить, хоть немного углубить (в случае артиллерийского или минометного обстрела одно спасение - земля-матушка), замаскировать дерном и полить, чтобы трава не привяла. Даже в самом хорошем камуфляже нельзя занимать позицию на гребне высоты, на фоне неба (фото 171). Лучше спуститься по скату и занять позицию там, где погуще растительность (фото 172), имея скат у себя за спиной и не выделяясь на его фоне. Нельзя находиться также сверху укрытия (фото 173). Даже в самом удачном камуфляже снайпер рельефно будет выделяться сверху. Место снайпера справа и внизу от укрытия (показано стрелкой на фото 173), тогда он по-настоящему сольется с ним и не будет заметен.

Искусство снайпера

Фото 171. Между стрелками позиция снайпера. На гребне высоты и на фоне неба он довольно четко выделяется и заметен даже В "лохматом" камуфляже

Искусство снайпера

Фото 172. На предыдущей фотографии снайпер находился на позиции, указанной стрелками 1 Сейчас он находится в глубине растительности ниже по скату. Его позиция указана стрелкой 2 Для наглядности он выдвинулся из-за куста, иначе в лохматом камуфляже он был бы невидим вообще

Искусство снайпера

Фото 173. Неправильное использование рельефа укрытия Даже в хорошем камуфляже снайпер будет выделяться сверху этого укрытия Его место справа и внизу от укрытия (показано стрелкой)

Точно так же, как и зимой, в другие времена года снайперу приходится оборудовать закрытые позиции. Дело даже не в том, что осенью, как говорил русский снайпер Василий Зайцев, "все, что есть мокрого и холодного, - все на тебя'". Дело в том, что на открытой позиции приходится лежать неподвижно. Малейшее шевеление в самом хорошем камуфляже может стоить снайперу жизни. Лежать абсолютно неподвижно не так просто, как кажется Летом донимают комары и мухи, и нельзя пошевелиться, чтобы их отогнать Хочется потянуться и размяться - неподвижность неестественна для живого человека. От неподвижности немеет палец на спуске. Хочется глотнуть из фляги и чего-нибудь пожевать. И что хуже всего, в самое неподходящее время тянет по нужде. Представьте, как это выглядит вблизи от выслеживаемого объекта, на дистанциях слышимости человеческой речи.

Поэтому снайперы-охотники, которые ночью подползали к противнику на дистанцию 200 метров, а иногда и ближе, удачно "вжимались" в какую-нибудь запримеченную ранее складку местности в точке, откуда открывался изгиб траншеи с фланга, и на протяжении светового дня ожидали появления в этом изгибе важной цели, запросто могли приползти ночью к своим с полными штанами.

Поэтому основные снайперские позиции в позиционной войне оборудуются по закрытому типу. Ночью снайпер выкапывал на ничьей полосе поближе к противнику окоп, землю от которого относил на полотнище подальше и маскировал Окоп накрывался сверху проволочным каркасом. Обычно снайперы изготовляют простейший каркас типа "паук", он состоит из нескольких отрезков мягкой проволоки с загнутыми в петли концами, которые соединены винтом и гайкой (фото 174). Другие концы загнуты вниз, чтобы можно было воткнуть их в землю и этим зафиксировать конструкцию. Такой каркас складывается (фото 175) и поэтому удобен для переноски. В раскрытом виде каркас устанавливается над окопом (фото 176). На каркас накидывается "лохматый" камуфляж, который присыпается сверху тем, что есть на местности, - листьями, сухой травой, хвоей, соломой и т. д. После чего позиция снайпера практически сливается с окружающим ландшафтом и не выделяется на нем (фото 177-179). Такие позиции маскируются под кочки, рытвины, кучи листьев, мусора, а при расположении позиции на скате, обращенном к противнику, вообще под ровное место. Позицию всегда стараются выбрать на ровном месте, подальше от приметных ориентиров, привлекающих внимание, расстояние до которых наверняка вычислено противником.

Искусство снайпера

Фото 174. Петли складного каркаса соединены винтом и гайкой

Искусство снайпера

Фото 775. Каркас в сложенном состоянии

Искусство снайпера

Фото 176. Раскрытый каркас, установленный над окопом

Искусство снайпера

Фото 177. Каркас, прикрытый сухой травой

Искусство снайпера

Фото 178 Каркас, прикрытый "лохматой" накидкой

Искусство снайпера

Фото 179 Полностью замаскированная позиция сливается с ландшафтом

Для обустройства удобной и надежной позиции во время Второй мировой войны и русскими, и немцами часто применялся (иногда применяется и сейчас) так называемый "камуфляжный пень" (фото 180, 181). Такой пень делается из подручных материалов. Обычно за основу берут старую автомобильную покрышку, какие в изобилии валяются по дорогам, обрезают борта и вокруг нашивают бересту или другую древесную кору. Бывало, что с двух сторон такого "пня" крепили кору разных пород деревьев, чтобы удобно и быстро было маскироваться в разных условиях и в разных местах. Маскировочный пень ставится опять же на окоп, грунт рядом с которым присыпается листьями, травой и т. д. по условиям местности. Иногда умельцы между резиновой основой и корой привинчивали болтами обломки рессор из разбитой техники или другие толстые металлические пластины. Пень превращался в дот, защищая хозяина от пуль и осколков. Интересно, что пули пробивали стальную неподвижную плиту и не пробивали небольшие стальные пластины той же толщины, амортизирующие на резиновой основе. Бывало, что противник на всякий случай пристреливался по пням в зоне своего контроля, после чего успокаивался и на проверенный таким образом пень более не обращал внимания.

Искусство снайпера

Фото 180. Камуфляжный пень

Искусство снайпера

Фото 181. Камуфляжный пень. Крышка открыта, под пнем позиция снайпера

В городе камуфляж должен быть тоже "лохматый", только другого цвета Как уже упоминалось, камуфляж должен быть таким, чтобы в его сторону не хотелось смотреть, - это основной психологический принцип камуфляжа. На кого в городе не хочется смотреть? Конечно, на грязных и оборванных бомжей. Поэтому городской камуфляж изготовляется серого цвета (сухой асфальт - этот цвет преобладает в городе) и обшивается любыми серо-черными лоскутами и полосками. Кроме того, снаружи камуфляж в меру вымазывается известкой, сажей, кирпичной пылью, короче, делается так, чтобы взгляду не хотелось останавливаться на нем. Места для снайперских засад в городе выбираются так, чтобы на них тоже не хотелось смотреть. Обычно это кучи мусора, свалки, строительные обломки, которые в наше время встречаются повсюду (фото 182).

Искусство снайпера

Фото 182 Снайпер среди строительных обломков, он на переднем плане, но в "лохматом" камуфляже практически не виден

Городской камуфляж изготовляется в виде длиннополой куртки с широкими рукавами - в городе снайперу часто приходится вступать в рукопашную схватку. К тому же в целях оперативной целесообразности такой камуфляж в вывернутом виде представляет собой куртку обычного покроя, надев которую, можно перемещаться в городе, не вызывая к себе нездорового интереса. Это очень ценно для снайперов антитеррористических подразделений, которые в поисках выгодных позиций вынуждены самостоятельно перемещаться с объекта на объект, подчас проходя мимо скопления людей. При снайперской стрельбе в городе серо-черно-бурый "лохматый" камуфляж с такой же маской на лице практически не виден на обычных для снайпера позициях - на стройках и в развалинах, в подвалах и на чердаках, в других полутемных местах.

Но для города этого мало. Огнестрельные контакты, возникающие при проведении специальных мероприятий по борьбе с терроризмом, происходят в самых неожиданных, неподготовленных и неудобных для снайпера местах, где невозможно не то что окопаться, но даже не за что укрыться. Чаще всего это бывает в аэропортах при освобождении заложников из захваченного самолета.

Позиции снайперов группы прикрытия должны быть укреплены, невидимы и находиться в оперативной близости от объекта. Часто для этих целей используют предмет, на который нам всем тоже надоело смотреть, - старую автопокрышку. Ее разрезают пополам, внутрь вставляют бронещиток и прорезают амбразуру для стрельбы. Эту амбразуру стараются прорезать в виде рваного "звездообразного" отверстия, чтобы создавалось впечатление, что это естественный дефект, а не амбразура.

Для маскировки амбразура закрыта снаружи рваным листом резины, в котором прорезано небольшое отверстие для наблюдения. При необходимости эта "шторка" за привязанную к ней бечевку поднимается вверх и открывает амбразуру для стрельбы. Принцип этого переносного укрытия представлен на фото 183, 184. Все это нехитрое устройство обычно хранится где-нибудь в спецназовском гараже и при необходимости ставится на позицию под прикрытием дымовой завесы или при каком-либо отвлекающем маневре. "Колесо" (так его и называют) не привлекает внимания и надежно защищает от пуль (фото 185).

Искусство снайпера

Фото 183. Переносное укрытие типа "колесо" Бронещиток с амбразурой вставляется а половину автомобильной покрышки

Искусство снайпера

Фото 184. "Колесо" спереди Шторка опущена

Искусство снайпера

Фото 185. Принцип работы за укрытием "колесо" 1 - снайпер под "лохматым" камуфляжем, 2 - укрытие "колесо"

"Лохматый" камуфляж сам по себе очень полезная вещь. Вывернутый "шерстью" внутрь, он прекрасно согревает. Его используют как подстилку или одеяло. В него заворачивают оружие вместо чехла при перевозке. Это прекраснейшее средство для выживания. И не только потому, что он делает невидимым своего хозяина Выполненный в виде маскировочного полотнища, лохматый камуфляж используется при ночевках (дневках) как гамак в местах, кишащих змеями и вредными насекомыми, а также при невозможности спать на земле (особенно на холодной).

Один пожилой мужчина, всю войну промышлявший в глубинной разведке на немецкой стороне, рас сказывал, как в Белоруссии немцы загнали его весной, в апреле, в топкое болото, и он почти неделю находился там. Немцы знали, что на этом болоте нет ни одного клочка суши и человек там не может долго продержаться по грудь в ледяной воде Разведчик прекрасно продержался в этом болоте, подвесив "лохматое" камуфляжное полотнище в качестве гамака за несколько чахлых деревьев, растущих в воде. Как он рассказывал, в этом гамаке в течение недели он отоспался за всю войну. Немцы ушли; они не в состоянии были даже предположить, что в болоте кто-то может выжить более пяти дней. На всякий случай, выждав еще пару суток, разведчик тоже ушел.

"Лохматый" камуфляж плохо обнаруживается ультразвуковой и инфракрасной аппаратурой, а также приборами ночного видения. Что может демаскировать снайпера и выдать его? Прежде всего то, что может блеснуть. Блеснуть могут пуговицы, всякого рода пряжки и знаки различия, а также потертые "лысые" места на оружии. Даже невооруженным глазом такие отблески на солнце улавливаются метров на 15-20, а в оптический прицел - в 3-4 раза дальше.

Очень демаскируют отблески от стекол биноклей и оптических прицелов. Они видны невероятно далеко и из-за выпуклости стекол просматриваются под разными углами. Поэтому на оптический прицел надо обязательно надевать бленду. На прицеле ПСО-1 она конструктивно предусмотрена и обязательно должна выдвигаться при боевой работе. И зимой, и летом демаскирует красный цвет. Летом очень демаскирует белый цвет. Летом демаскирует прямолинейность линий - она неестественна для живой природы.

Во все времена снайперы были вынуждены ежедневно что-то менять в камуфляже, в его расцветке и фактуре "лохматости", подстраиваясь под то или иное место в ландшафте применительно к постоянно меняющимся условиям боевых действий. 'Это очень кропотливая работа, которую никто за снайпера делать не будет. Любая маскировка - очень тяжелый и ответственный процесс. На войне ленивый и неподготовленный - добыча смерти. Война - творческая работа мозга, помноженная на тяжелый физический труд. Снайперский результат напрямую зависит от скрытности и внезапности.

На войне много вещей с собой не потаскаешь. Поэтому на взвод разведчиков или отделение снайперов приходилось обычно 3-4 "лохматых" камуфляжа разных расцветок и рисунков, столько же складных каркасов и один камуфляжный пень. В наше время бригады по борьбе с терроризмом имеют средства маскировки примерно в таком же количестве, но вместо камуфляжных пней на место боевых действий привозят укрытие типа "колесо".


К 5 Разделу || К содержанию || К 7 Разделу

 

Конструктор сайтов - uCoz